вторник, 9 июля 2013 г.

Модуль "Пою моё Отечество".


Модуль "Пою моё Отечество" программы по патриотическому воспитанию 
школьников МОБУ СОШ №6 г.Таганрога.


Модуль «Пою моё Отечество» для учащихся 1-4 классов.
 Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны. Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
 1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения
 2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи
 3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России
 4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
 5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

 Основные направления реализации программы.




На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Разработка тем и конструирование содержания модуля «Пою мое отечество» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
 1. Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 1-4 классов предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
 I ступень – 1 класс – «С чего начинается Родина»
 II ступень – 2 класс – «Моя малая Родина»
 III ступень – 3 класс – «Россия – Родина моя»
 IV ступень – 4 класс – «Я – гражданин России»
 2. Обеспечение деятельности по совершенствованию процесса патриотического воспитания: а) разработка и включение в программу мероприятий, отвечающих интересам воспитанников, соответствующих цели программы б) использование различных методов, форм, обеспечивающих устойчивый интерес и познавательную активность учащихся
 3. Организация работы по созданию банка информационного сопровождения патриотического воспитания: а) систематизация имеющихся нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по патриотическому воспитанию на различных уровнях
 б) разработка и создание локальных актов, обеспечивающих реализацию данной программы
 в) создание базы данных из опыта работы педагогического коллектива МОБУ СОШ №6 по патриотическому воспитанию.
 Прогнозируемый результат воспитания: 
1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребёнком себя гражданином и патриотом своего народа.
 2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе.
 3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции 
Модуль «Пою мое Отечество» для учащихся 5-8 классов. 
 Цель и задачи программы:
 Исходя из общественной проблемы «Формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны», обозначим следующую основную цель модуля по патриотическому воспитанию: формирование и развитие таких социально-значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм у воспитанников 5-8 классов. Реализация данной цели будет способствовать решение следующих задач:
 • дать учащимся представление о Родине как о месте, где человек родился и познал счастье жизни;
 • воспитывать любовь к прошлому Родины, к её языку, к её великой культуре, формировать нравственные и эстетические идеалы;
 • формировать стремление к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности;
 • помочь ребёнку понять ценностную значимость семьи, как ячейки общества, свою роль в ней, ощутить связь с родом, знать свою родословную, воспитывать уважение к родным. Проблематика модуля.
 Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна в современной России, потому что:
 • условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания
 • в настоящий момент Россия переживает духовный кризис; наиболее очевидное проявление кризиса – упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров
 • утилитаризм, который прежде всего находился на периферии российской культуры, занял одно из центральных мест в системе ценностей
 • наблюдается рост асоциальных молодёжных объединений
 • дезинтеграция социальной среды уменьшает значимость коллективной общероссийской идентичности и взаимности её формирования.
 Цель будет достигнута, если реальной мотивированной моделью поведения станет осознание общих интересов граждан России, ассоциирование собственных интересов с жизнью всей страны, восприятие образов, символов российского государства как «своих», как части своего «я». Именно поэтому основная проблема, над которой работает классный руководитель 5-8 классов, определена следующим образом: «Самопознание, саморазвитие и самореализация как средство формирования классного коллектива с высокой гуманистической направленностью, активной жизненной позицией, осознающего социальную и нравственную значимость каждого его члена как граждан великой России».
 Для воспитания школьников 5-8 классов значимо, что патриотическое состояние личности актуализируется, если возникают ситуации позитивные, светлые, радостные, если есть удовлетворённость от сделанного, если получена высокая общественная оценка, призывающая к новым патриотическим делам.
 Модуль рассчитан на 4 года.
Основные направления реализации программы.
 Инновационные технологии патриотического воспитания предусматривают групповую работу, сюжетно-ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, круглые столы, моделирование и т.д. В ходе реализации данной программы по патриотическому воспитанию учащиеся должны знать: - что такое патриотизм - нравственные законы социальной жизни - права ребёнка как гражданина и человека - символику российской государственности - традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России
 1 блок «Россия – родина моя».
 Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Символика российского государства: герб, гимн, флаг. Край Донской, его города и сёла. Знаменитые земляки. Таганрог, его прошлое и настоящее. Достопримечательности Таганрога. День защитника Отечества в школе.
 2 блок «Быть патриотом – значит знать, понимать и любить великую литературу России, её язык».
 Язык и традиции. Народные обычаи и обряды. Из истории письменности. Великие лингвисты России. Словари – наши помощники. Своеобразие языка художественной литературы. Наш современник – справедливый, благородный, честный человек – в произведениях литературы (в творчестве А.Алексина, В.Яковлева, А.Шаламова). Патриотизм повести А.Алексина «В тылу как в тылу», нравственная и социальная проблематика повести А.Алексина «Сигнальщики и горнисты».
 3 блок «Великие люди России».
 Петр I – основатель города. Градоначальники Таганрога: значение личности, творчество, общественная деятельность. А.П. Чехов, его связь с Таганрогом. (нужно дополнить)
4 блок «Моя семья – моё богатство».
 Семья – источник любви, пример взаимной заботы, часть общества, а значит – часть Родины. Родословная, её составляющие. Осознание собственных корней. Понятие фамильной чести. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники.
 5 блок «Нормы жизни в обществе».
 Понятие права, обязанности и ответственности. Ребёнок и его права. «Международная конвенция о правах ребёнка», её сущность. Права и обязанности обучающихся МОБУ СОШ №6, Устав школы, Декларация прав и обязанностей участников образовательного процесса МОБУ СОШ №6. Мораль и право.
 Мероприятия по реализации модуля.
1 блок «Россия – родина моя».
 • урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее» • тематический классный час «Земля-краса Донского края» • организация и проведение конкурса-выставки «Люблю тебя, мой край родной!» • конкурс рисунков «Школа – мой дом второй» • ролевая игра «Таганрог - Наукоград РФ» • тематический классный час «Каким я вижу своё Отечество в будущем?» • урок мужества «Как он был от нас далёк…Великий 1945»
 2 блок «Быть патриотом – значит знать, понимать и любить великую литературу России, её язык».
 • устный журнал «Из истории письменности» • акция «Великие лингвисты России и сохранении и развитии родного языка» • участие в фольклорном празднике «Масленица» • читательская конференция по книге Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»
 3 блок «Великие люди России».
 • беседа «Петр I – основатель города» • экскурсия в дом-музей им. А.П. Чехова «Им гордится наш город» • заочное путешествие «Достопримечательности города» • литературно-музыкальная гостиная «Знаменитые люди Таганрога»
 4 блок «Моя семья – моё богатство».
 • встреча с интересным человеком «Мои родные» • круглый стол «Семейные традиции» • тематический классный час «Семейный альбом» • весёлые старты «Моя семья и спорт» • конкурс проектов «Моя семья летом» • конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство»
 5 блок «Нормы жизни в обществе».
 • КТД «Я – личность» • школа правовых знаний «Кто такой гражданин?», «Что такое общество?» • тематические классные часы «Ребёнок и его права», «Мораль и право» • встреча с сотрудниками ИДН «Нормы жизни в обществе: права, обязанность, ответственность» Прогнозируемый результат.
 Воспитанники в результате работы по данной программе по патриотическому воспитанию должны показать следующий результат: • гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность • сформированность у учащихся представления о сущности социальных ролей: настоящий сын бережёт покой родителей, всегда готов помочь старшим в работе по дому; настоящая дочь заботится о благе своей семьи, умеет и любит трудиться • осознание учащимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает её историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать своё Отечество • осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение высокой этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания • осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе
 Модуль «Пою мое Отечество» для учащихся 9-11 классов.
 Цель и задачи программы.
Основной целью программы является создание и совершенствование системы патриотического воспитания в МОБУ СОШ №6, способствующей формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны.
 Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: • становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном и нравственном отношениях: - развитие и углубление знаний об истории и культуре своей семьи, родного края, Отечества; - воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине, активной жизненной позиции; • совершенствование нормативно - правовой и организационно-методической базы функционирования и развития патриотического воспитания в МОБУ СОШ№6; • обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов.
 Основные направления реализации программы.
 Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием учащихся 9-11 классов МОБУ СОШ №6. Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания среди старшеклассников предусматривается:
 1. Организация работы по формированию гражданской позиции воспитанников, предполагающей гармоничное развитие личности: а) развитие представлений у учащихся о культурно-историческом наследии, достижениях предшествующих поколений в различных областях деятельности с изучением героических страниц прошлого Отечества и родного края в урочной деятельности; б) проведение цикла мероприятий «Шаги к Великой Победе» 1 раз в четверть, коллективного творческого дела, посвящённого Дню Победы; в) работа творческой исследовательской группы «Память», направленная на поиск, изучение, систематизацию и сохранение материалов, представляющих национальную ценность и вызываемых чувство гордости за героическое прошлое Тамбовского края; г) включение воспитанников в экскурсионный вид деятельности (акцентировать внимание на посещении мест Боевой Славы); д) проведение ежегодных акций «Поздравляем ветеранов!» (посещение участников боевых действий и тружеников тыла), «Никто не забыт, ничто не забыто!» (поддержание порядка, озеленение в мемориальных комплексах, посвящённых погибшим в годы ВОВ), участие в городском митинге, посвящённом Дню Победы; е) социальное партнёрство с военно-патриотическим клубом «Патриот», политико-правовым клубом «Гражданин», с целью проведения совместных мероприятий; ж) ежегодный выпуск сборника материалов, отражающих деятельность воспитанников 9-11 классов МОБУ СОШ №6 по патриотическому воспитанию.
 2. Организация работы по созданию банка информационного сопровождения патриотического воспитания: а) систематизация имеющихся нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по патриотическому воспитанию на различных уровнях; б) разработка и создание локальных актов, обеспечивающих реализацию данной программы; в) создание базы данных из опыта работы педагогического коллектива МОБУ СОШ №6 по патриотическому воспитанию.
 3. Обеспечение деятельности по совершенствованию процесса гражданско-патриотического воспитания: а) разработка и включение в программу мероприятий, отвечающих запросам и интересам воспитанников, соответствующих цели программы; б) проведение диагностики (в начале и в конце учебного года), выявляющей уровень правовой культуры личности воспитанника и гражданско-патриотической направленности, позволяющей корректировать программу с учётом её эффективности; в) учитывая возрастные особенности воспитанников, реализацию программы по патриотическому воспитанию необходимо осуществлять посредством активных и интерактивных методов, использованием разнообразных форм, что обеспечит устойчивый интерес и познавательную активность у воспитанников.
Презентацию модуля можно посмотреть здесь.

7 комментариев:

  1. Отличная программа. Пусть наши дети растут здоровыми и смелыми!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Лариса Германовна!

    ОтветитьУдалить
  3. Замечательная программа, порекомендую коллегам!

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга Викторовна, после большого перерыва мне доверили классное руководство. Вспомнила о вашей программе - возьму за основу. СПАСИБО.

    ОтветитьУдалить
  5. Ольга Викторовна, после большого перерыва мне доверили классное руководство. Вспомнила о вашей программе - возьму за основу. СПАСИБО.

    ОтветитьУдалить
  6. Замечательная программа.Спасибо, что поделились опытом. Взяла на вооружение. У нас патриотическое воспитание - приоритетное направление.

    ОтветитьУдалить